версия для печати

Информация (Статьи, исследования)

Главная / Информация / Статьи, исследования /
Поиск



О поддержке мэра Петрозаводска Галины Ширшиной в её действиях по наведению должного порядка в городских маршрутных автобусных перевозках

 
 
19 января 2014 г. 21:45
 
О поддержке мэра Петрозаводска Галины Ширшиной в её действиях по наведению должного порядка в городских маршрутных автобусных перевозках
 
        Начнем с того, что, если городские муниципальные троллейбусные перевозки убыточны и требуют дотаций из горбюджета, то городские автобусные перевозки, выполняемые частными перевозчиками - напротив, прибыльны. Общий годовой оборот денежных средств в городском автобусном "сегменте" можно примерно оценить в 400-500 млн рублей. Почти полмиллиарда!  Понятно, что частный капитал вряд ли сможет спокойно пройти мимо столько привлекательного и столь "рыбного" места. Тем более, расстаться с этим местом. И, не исключено, что не только капитал.
        Тем не менее, порядок там наводить надо. В первую очередь это касается недопустимости внезапных незаконных забастовок, вроде недавней, которая как обухом по голове огрела полгорода (и причина которой общеизвестна - это бывшие непомерными и несправедливыми суммы ежеутренних поборов с водителей автобусов). Почему "полгорода"? Потому что многие горожане уехали на работу на троллейбусах. Это, кстати, лишний раз доказывает важность сохранения любой ценой муниципальных троллейбусных перевозок, которые не позволяют (и не позволят в будущем) никаким автоперевозчикам полностью диктовать свою волю мэру и городу. А городским автоперевозчикам было бы полезно никогда не забывать одну народную мудрость: "Не умеешь уступать в малом - готовься потерять гораздо большее, если не всё."
 
       Но мы отвлеклись. Итак, автоперевозчики, сорвавшие утром 13.01.2014 транспортное обслуживание населения Петрозаводска, получили от мэрии уведомления о расторжении контрактов на перевозку пассажиров, и, как говорят в народе, "взвыли благим матом". В смысле, пустились во все тяжкие - тут и "собрания трудовых коллективов", и статьи лихих борзописцев, и лукавые выступления на телеканалах, а особенно "отличились" некоторые местные новостные интернет-СМИ, которые, наступив на горло собственным "традициям", стали работать даже в выходные, размещая пачками и тачками весьма тенденциозные материалы, пытающиеся обелить "накосячивших" автоперевозчиков, и надавить на мэрию через  Интернет. При этом не гнушаясь даже недостойными материалами весьма пасквильного свойства, направленными лично против мэра. В этих крайне сомнительного качества статьях и заметках, в частности, мэрии предлагается даже отозвать уведомления о расторжении контрактов - дескать, сначала надо выяснить все обстоятельства той забастовки.
 
       Мэру вообще не нужно на это соглашаться, ибо городская прокуратура - тот государственный орган, который обязан заниматься подобными вещами, то есть проводить проверки соблюдения закона и вообще осуществлять надзорную деятельность - уже провела проверку, во всем разобралась, и вынесла решение: виноваты  ТОЛЬКО автоперевозчики и более никто - ни городская администрация, ни троллейбусный перевозчик с 10-рублевым тарифом, а виноваты, повторимся, только автоперевозчики. Цитируем прокуратуру: "... транспортные компании утром 13 января 2014 года не обеспечили выезд водителей автобусов по маршрутам, в связи с чем было сорвано транспортное обслуживание населения на территории города."  Полностью результаты прокурорской проверки изложены здесь (специально напоминаем об этом, так как некоторые местные Интернет-СМИ сейчас предпочитают об этом решении прокуратуры более не вспоминать). Поэтому мэрии не надо ничего дополнительно "выяснять", ибо прокуратура уже всё выяснила и вынесла городским автоперевозчикам шесть (!) представлений об устранении нарушений закона. Им, а не администрации Петрозаводского городского округа, и не троллейбусному ПМУП "Городской транспорт". Так что, у мэра в руках есть это решение государственного надзорного органа, и никаких дополнений и добавлений к нему, согласно действующему законодательству, не требуется.
 
       Не выдерживает никакой критики и претензия автоперевозчиков к мэрии за снижение тарифа на проезд в троллейбусе с 01.01.2014 с 17 руб. до 10 руб. за одну поездку. По этому поводу достаточно было бы ограничиться просто констатацией того факта, что городская прокуратура, при проведении проверки факта незаконной забастовки, не предъявила по факту снижения троллейбусного тарифа никому никаких претензий, и точка. 
       Но, в связи с появлением даже телерепортажей (например, на "ТНТ-Онего") о том, что "дотация троллейбусникам в размере более 40 млн руб. в квартал берется из городского бюджета, а значит из налогов всех петрозаводчан, в том числе и никогда не пользующихся троллейбусом", откомментируем и это крайне лукавое высказывание. 
       Ну, во-первых, в городском бюджете предусмотрены субсидии много кому и много на что. Если кто-то не является малообеспеченным или бездомным, или лицом попавшим в трудную жизненную ситуацию, то это совершенно не означает, что этим лицам не следует помогать из горбюджета. Никаких референдумов по поводу трат на социальные нужды в Петрозаводске не предусмотрено. А троллейбус является именно социальным видом общественного транспорта - и потому что там низкий тариф на проезд, и потому что там продаются социальные льготные проездные, да и потому что только там пассажир сможет провезти, например, коляску с ребенком (ибо автобусов большой вместимости с широкими дверями, в городе Петрозаводске нет вообще, кроме как на пригородных маршрутах).  А если некоторым гражданам не нравится, как тратятся в Петрозаводске деньги из горбюджета на социальные нужды - они в полном праве переехать в другой город, с иной социальной политикой, которая им более по нраву.
       А, во-вторых, de jure мэрия перечисляет дотацию муниципальному троллейбусу, а de facto этими бюджетными деньгами оплачивается возможность частным автобусным компаниям и далее "срубать деньгу" с дублированных ими троллейбусных маршрутов, увозя пассажиров "перед носом" у муниципального троллейбуса!  Ведь очевидно же, что если убрать часть автобусных маршрутов с маршрутов муниципального троллейбуса, то потребная дотация троллейбусу сразу станет меньше, ибо у троллейбуса увеличится выручка! Таким образом, дотация троллейбусу - это не что иное, как социальная плата за работу частных автобусов на муниципальных троллейбусных маршрутах. Разумеется, размер этой социальной платы стал чрезмерен. И её надо уменьшать, но не путем уничтожения или сокращения троллейбусных маршрутов. А путем убирания, в разумных пределах, коммерческих автобусных маршрутов с трасс городского муниципального троллейбусного транспорта.
 
      Поэтому, сейчас надо менять маршрутную сеть, и проводить новый конкурс.
 
      О маршрутной сети. Она, безусловно, требует корректировки - как автобусная, так и троллейбусная. Как было выше сказано, необходимо откорректировать некоторые автобусные маршруты, которые на длительном протяжении дублируют троллейбусные (и с этим, судя по комментариям в Сети, согласно большинство). Но надо поправить и троллейбусную сеть - некоторые маршруты не менялись очень давно ("тройка" - с 60-х годов двадцатого века), и были тогда созданы для перевозки трудящихся к крупным городским промышленным предприятиям, которых уже давно не существует. Разумеется, в новой городской маршрутной сети необходимо будет, по возможности, сохранить беспересадочные связи между разными районами города. "По возможности" - так как где-то беспересадочный проезд может и исчезнуть. Но, во-первых, с учетом нынешних невысоких тарифов на перевозку это не столь актуально как ранее, а во-вторых, невозможно угодить всем и сразу, но можно постараться угодить большинству.
      О конкурсе. Вряд ли ли стоит бояться, что сразу несколько сотен человек потеряют работу. Да мэрия и сама уже озвучила, что не исключает того, что в будущем конкурсе победят сегодняшние перевозчики. Вот только придут они, думается, уже на иные лоты, то есть на другую маршрутную сеть. Которая будет откорректирована уже без их участия. А их водители - скорее всего, просто продолжат выполнять привычную им работу.
      Кроме того, на некоторых маршрутах (как, например, на "десятке"), исходя из пассажиропотока, уже давно назрела необходимость работы автобусов только большой вместимости (ЛиАЗ-5256 и т.п.), что было бы неплохо отразить в условиях конкурса.
      
     В общем, и мэрии и конкурсной комиссии - есть чем заняться.
 
     Ведь дорогу, как известно, осилит идущий.