версия для печати

Информация (Статьи, исследования)

Главная / Информация / Статьи, исследования /
Поиск



До моря - поездом? Забудьте!

Экс-губернатор Санкт-Петербурга, а ныне полпред Президента РФ в Южном федеральном округе, Aлександр Яковлев, не так давно озвучил весьма спорную идею о необходимости переноса железнодорожной ветки с черноморского побережья Краснодарского края (участок Туапсе - Сочи - Aдлер) по другую сторону Кавказских гор. Можно было бы не обращать на эту очень странную идею особого внимания, но вот уже позавчера, то есть  12 мая 2004 года,  в новостях по телеканалу "Россия" в 20-00 передали репортаж Кирилла Шулепована эту тему. Вот фрагменты этого репортажа:

"В прошлом году с мая по август Черноморское побережье России посетили 5,5 миллиона россиян. Могло быть и больше, но многих отпугивает уровень сервиса. К тому же большой участок побережья портит железная дорога, которая проходит почти у самого моря. В среду в Ростове-на-Дону представили проект ее переноса.
В среду Ростовский университет путей сообщения на один час превратился в железнодорожную станцию. Так в виртуальной лаборатории представили крупный проект, по которому за несколько лет железную дорогу перенесут с Черноморского побережья вглубь материка.
По проекту протяженность новой дороги от Майкопа до Aдлера через горы составит всего около 120 километров. Дорога будет тоннельно-эстакадной: половина всего пути - 60 километров ? пройдет либо через тоннели под землей, либо по закрытым эстакадам над поверхностью, чтобы минимизировать вредное воздействие на природу. Вторую дорогу, идущую по берегу моря, предполагается со временем демонтировать. В результате, только между Aдлером и Туапсе освободится 103 километра прибрежной земли, на которой можно построить сотни отелей.
Хорошо известная большинству жителей России железная дорога между Туапсе и Сочи была построена еще в 1923 году. Сегодня пляжи, где отдыхали миллионы людей, - это узкая полоска гальки, которая постоянно размывается морскими течениями. Практически над головами отдыхающих медленно идут составы, которым приходится снижать скорость.
Стоимость нового проекта - примерно 42 миллиарда рублей. При этом уже в ближайшие годы на укрепление береговой линии мостов и рельсов потребуется 36 миллиардов, и вкладывать деньги придется постоянно. Новый проект - задача, по словам железнодорожников, конечно, сложная. Но, говорят они, решали и не такие...
...Вопрос финансирования проекта пока остается открытым. Но известно, что предполагается использовать не только бюджетные средства. Для строительства альтернативного пути на юг планируется создать консорциум, который займется всеми вопросами: от технической документации, до эксплуатации новой ветки. По оптимистичным прогнозам, для реализации этого проекта потребуется от трех до пяти лет."


Мое мнение о репортаже: очень много неправды. Особенно безбожная неправда насчет ста с лишним километрах прибрежной полосы с сотнями будущих отелей на них. Похоже, ни уважаемый полпред господин Яковлев, ни вдохновители этой идеи никогда не ездили на поезде по 80-километровому участку Туапсе - Сочи. A если бы ездили, то заметили бы, что  около трех четвертей пути (если не больше!) поезд идет только по скальным береговым карнизам с практически отвесными ста ? двухсотметровыми стенами, где не то что сарай -  птице гнездо трудно прилепить! Какой уж там отель! Все имеющиеся немногочисленные прибрежные долины давно застроены, что называется, "до упора", и больше строить там практически негде. Если уберут железную дорогу с побережья - то освободится лишь узкая так называемая «полоса отвода железной дороги» (ранее называемая «полосой отчуждения»), на которой реально будет построить разве что те же самые сараи или. в лучшем случае, гаражи, причем только в один ряд, так как вся земля в приморских долинах за полосой отвода железной дороги тоже занята давно, полностью и впритык. Единственные места, где можно будет построить хоть какие-то здания - это территория железнодорожных станций. Но таковых от Туапсе до Сочи всего семь - Шепси, разъезд Водопадный, Лазаревская, Чемитоквадже, Якорная Щель, Лоо и Дагомыс. Причем на этих станциях всего по три - четыре пути, что позволить возвести на каждой из них лишь несколько зданий небольших размеров. И с некоторым оттенком цинизма звучит рассуждение о сотнях новых отелей, в которых смогут отдыхать миллионы россиян, в то время как, наверное,  две трети жителей России могут себе позволить проезд с семьей на море лишь в плацкартном вагоне, и отдых только в частном секторе - с пружинной кроватью, обеденным столиком под инжиром и удобствами во дворе.
 
Техническая сторона проекта понятна: использовать существующую тупиковую ветку Белореченская - Майкоп - Хаджох; далее, очевидно, вести ветку вдоль реки Белой до её южной излучины, после чего «вгрызаться» в горы с целью выхода в долину реки Мзымта, которая и впадает в Черное море как раз в районе Aдлера. При этом кажутся совершенно несостоятельными  ссылки авторов критикуемой идеи на то, что на участке Туапсе - Aдлер очень много денег уходит на замену рельсов на железнодорожных кривых малого радиуса и на укрепление инженерных сооружений. Можно подумать что новая ветка через горы трехкилометровой высоты пройдет по прямой! И укреплять её от оползней, защищать от лавин, обвалов и камнепадов не надо будет! И поддерживать в нужном техническом состоянии тоннели, мосты, эстакады и галереи не потребуется! Как говорится, я валяюсь, держите меня семеро!
A если серьезно - есть каноны прокладки железной дороги через горы (встречные участки ведутся по руслам рек, перевальный участок - один или несколько тоннелей;  может быть вдоль рек еще несколько мысовых тоннелей), так что и те же самые кривые там будут, и рельсы на этих кривых малого радиуса будут также безбожно стачиваться колесами электровозов (требуя ежегодной замены), да еще плюс обслуживание тоннелей, мостов, эстакад, и прочая, и прочая... К тому же обслуживание новой ветки в пустынной местности, где от Гузерипля до Красной Поляны вообще пока нет никакой инфраструктуры, будет гораздо дороже, чем на густозаселенном побережье с рядом идущей автодорогой. Ну а если поезд в той дикой горной местности застрянет из-за оползня или обвала (как иногда бывает), то его пассажирам не позавидуешь.

Но представим себе, что эта высокогорная железнодорожная ветка уже построена, и все поезда идут на Aдлер только по ней, Туапсе же вообще превратился в тупиковую станцию, так как участок Туапсе ? Aдлер демонтирован. И тогда получается, что нам, обычным отдыхающим, привыкшим к тому, чтобы выходить из вагона прямо в месте предполагаемого отдыха, придется со всем отпускным «скарбом» и домочадцами пересаживаться  на автобусы в Aдлере, Туапсе или же вообще где-то в горах, и потом крутиться по тошнотворным горным серпантинам часа два, чтобы попасть в любимые Лазаревское, Головинку или Лоо. Получается, что о простых отдыхающих некоторые деятели у нас думают во вторую очередь, а о постройке на побережье новых дворцов для новых русских - в самую первую. Как метко сказал классик, «страшно далеки они от народа &»

Вообще говоря, при ознакомлении с этой идеей создается впечатление, что все проблемы в России уже решены: побеждены и бедность, и преступность с коррупцией, и наркомания с алкоголизмом, и детская смертность, и вообще мы всё-всё уже решили, кроме одной проблемы - этого участка железной дороги от Туапсе до Aдлера, который нужно непременно перенести в горы, ничего при этом не выиграв, но затратив на это 40-50 миллиардов рублей, которые решительно больше нигде не нужны и оттягивают карман правительства мертвым грузом.

Великий поэт сказал в свое время - "пир во время чумы"...

 Владимир (Roland) Николаев

14 мая 2004 г.