версия для печати

Информация (Статьи, исследования)

Главная / Информация / Статьи, исследования /
Поиск



Открытое письмо мэру Петрозаводска Г.И.Ширшиной

 

  
14 октября 2013 г. 17:15
 
ОТ РЕДАКЦИИ
 

Открытое письмо мэру Петрозаводска Галине Ширшиной

Уважаемая Галина Игоревна!

Согласно опубликованной в карельских онлайн-СМИ информации, с сегодняшнего дня (14 октября 2013 г.) в городе началось плановое отключение тяговых подстанций троллейбусной контактной сети, что уже завтра должно привести практически к полному прекращению троллейбусного движения в Петрозаводске как минимум на месяц. Причина – задолженность ПМУП «Городской транспорт» за потребленную электроэнергию.

Сразу же отметим: ничего подобного не было ни при одном предшествующем Вам городским главе – не будем их всех перечислять. Хотя аналогичная или подобная ситуация с задолженностью перед энергетиками имела место и ранее, но еще ни разу не было допущено полного прекращения движения троллейбусного движения в городе по этой причине.

Карельские интернет-СМИ охотно цитируют некоторые Ваши высказывания на сегодняшней утренней планерке в мэрии. Наша редколлегия, как люди, разбирающиеся в вопросах пассажирского транспорта, имеет что сообщить  Вам по этому поводу.

Например, вы сказали:

- Не могу понять, почему это предприятие является убыточным, ведь город делает такие вложения в его развитие. (stolica.onego.ru)

Галина Игоревна, нам представляется, что критически важными здесь являются первые три Ваши слова. Говорим это без тени осуждения, т.к.  по образованию вы не экономист и не транспортник. А человек, даже на высоком посту, не может (да и не должен) разбираться решительно во всем. Для этого существует институт толковых заместителей и помощников. Вы уверены, что они дали Вам в этом случае верный совет?

Дело в том, что троллейбусные системы ни в одном городе России не являются прибыльными, даже в городах– «миллионниках». Везде они дотируются. И, тем не менее, существуют не в пяти и не в десяти, в 85-ти российских городах.  Не знаем, читали Вы наше открытое письмо уважаемому Главе Карелии Александру Худилайнену от 27.06.2012 по поводу целесообразности сохранения троллейбусного движения в городе, но на всякий случай процитируем сами себя:

«Вот Вам примеры:  мурманские троллейбусники (ОАО «Электротранспорт») за 2011 г. получили дотаций на 130,1 млн руб. Троллейбусное МУП г. Иваново за 2011 г. получило дотаций на 221 млн руб. Получает компенсации из бюджета и Новгородское (Великий Новгород) троллейбусное МУП «ПАТ-2». А вологодскому троллейбусному ОАО «Вологдаэлектротранс» материально помогает его холдинг. Тверскому МУП «Городской электрический транспорт» решением регионального законодательного собрания в 2011 году было перечислено 150 млн руб. для погашения задолженности за потребленную электроэнергию. Этот ряд можно долго продолжать.

И, что характерно, ни в одном из перечисленных регионов, ни один губернатор, насколько нам известно, не ставит под сомнение целесообразность, важность, экологическую эффективность и социальную значимость троллейбусных пассажирских перевозок.»

Поэтому, ждать прибыли от троллейбусных перевозок, увы, не приходится.

Вы также сказали:

- Надеюсь, отключение городского транспорта пройдет без существенных затруднений движения на улицах и не доставит серьезных неудобств гражданам,- сказала Глава Петрозаводска Галина Ширшина (karelinform.ru)

 

Похоже, Вы полагаете, что городские автобусы без особых проблем возьмут на себя «троллейбусных» пассажиров. К сожалению, это не так. В доказательство, давайте сделаем простейший расчет. Итак:

Ежедневно на городских маршрутах работает около 60 троллейбусов. Каждый троллейбус в час пик везет в среднем 60 пассажиров. Средняя продолжительность одной поездки – 20-25 минут (для удобства расчета, примем 30 минут). Таким образом, за один пиковый час, например, с 8 до 9 часов утра, троллейбусы перевозят 60 х 60 х 2 = 7200 пассажиров.

Так вот, для этих 7200 пассажиров надо найти место в автобусах. Всего на городские маршруты сейчас в час пик выходят около двухсот автобусов средней вместимости. Таким образом, дополнительная нагрузка на каждый автобус составит примерно 7200 / 200 = 36 пассажиров течение часа, или 18 дополнительных пассажиров «одномоментно». В то время как максимальная вместимость работающих в Петрозаводске автобусов ПАЗ-3204 составляет всего 40 чел., ПАЗ-3205- 36 человек, а Otoyol – 30 человек. Причем это – из расчета 5 пассажиров на 1 кв. метр (что чуть менее тесно, чем в известном выражении «как сельди в бочке»). Эти, в общем-то, небольшие автобусы, в часы пик идут весьма плотно заполненными не только по сидячим, но и по стоячим местам, и пространства для еще 18 «троллейбусных пассажиров» в них просто не хватит – для этого потребовалось бы каждый автобус «удлинить» примерно в полтора раза!

На дополнительные автобусы рассчитывать тоже крайне сложно. Автобус – вещь дорогая, которая не стоит под забором, а постоянно работает, зарабатывая деньги и «отбивая» вложенные в него средства, особенно в часы пик.

 

С учетом вышесказанного, Ваша фраза  

 Надеюсь, отключение городского транспорта пройдет без существенных затруднений движения на улицах и не доставит серьезных неудобств гражданам,   сказала глава города. (rk.karelia.ru)

- простите, но выглядит необоснованной. А с учетом того, что в городе есть два «троллейбусных» района - Кукковка и Первомайский, обслуживаемые каждый сразу тремя троллейбусными маршрутами, то спрогнозировать массовые опоздания на работу и недовольство граждан транспортной ситуацией в первую очередь именно в этих районах - совсем несложно. Да и набережная Варкауса остается вообще без какого-либо пассажирского транспорта, а ведь там имеется многоэтажная жилищная застройка. Предупреждали ли Вас об этом ваши заместители и помощники?

Но не нужно быть выдающимся, например, математиком, чтобы, сложив 2 и 2, получить 4. Ведь так же легко просматривается и неизбежно возникающая проблема с уже купленными гражданами проездными, по которым они смогли ездить только лишь первую половину месяца. Недовольны будут и без того небогатые студенты, которые теперь вместо 400 руб. за месячный проездной, вынуждены будут отдать такую же сумму уже всего за 10 дней (2 поездки х 10 дней х  тариф 20 руб. = 400 руб.). Кратно бОльшие суммы на проезд будут вынуждены тратить и школьники, и многодетные семьи.

Галина Игоревна, городской пассажирский транспорт – крайне сложная и в то же время очень чувствительная система, которой ежедневно пользуется подавляющее большинство горожан. Любые неосторожные действия в ней, а особенно действия, заведомо ухудшающие качество транспортного обслуживания населения – вызывают, как правило, крайне болезненную реакцию этого населения, и могут порой иметь совершенно неожиданные последствия для  авторов этих изменений. Очень хотелось бы, чтобы Вы всего этого избежали.

Но для этого, Галина Игоревна, крайне необходимо, чтобы в кратчайший срок, в считанные дни, троллейбусное движение было восстановлено в полном объеме. Это в интересах горожан, а следовательно – и мэра, которая работает для них и ради них.

Искренне желаем Вам успехов в Вашем многотрудном пути, который недавно начался со столь убедительной победы на выборах.

С уважением,

редколлегия сайта "Петрозаводск транспортный",

информационно поддерживающая этот неофициальный сайт исключительно на общественных началах, в течение 12-ти последних лет.